1. КОНКУРЕНТНОСТЬ ТЕМАТИКИ ПРОДВИЖЕНИЯ
На диаграмме показаны самые популярные тематики 2021 года среди клиентских проектов рейтинга «SEO-глазами клиентов 2021».
В этом году самой популярной тематикой стала «Строительство и ремонт», прибавив 8% по сравнению с прошлым годом. Тематика «E-commerce» (ранее «Бизнес») опустилась на 2 место, хотя в предыдущие годы всегда была лидером. И отметим, что в этом году в ТОП-5 популярных тематик добавилась тематика «Путешествия», набрав 3,64%.
Для сравнения предлагаем взглянуть, как менялись популярные тематики в рейтинге SEOnews за последние несколько лет:
Алексей Губерман, руководитель отдела поисковой оптимизации в «Ашманов и партнеры»:
Уже несколько лет мы наблюдаем острую борьбу за покупателя. Особенности 2020 года: упор чуть ли не на круглосуточный сервис и доставку. У многих маркетплейсов и крупных игроков подобные системы уже были отработаны и настроены, поэтому они укрепили позиции на рынке и в выдаче. Средний и мелкий сегмент перестраивался с опозданием, но упор на качественный сервис и профессионализм исполнителей дали плоды. Особенно после апдейтов поисковых систем, которым важно показывать экспертность и максимум информации о бизнесе и продукте. Спрос в разных тематиках менялся, но наиболее яркие изменения, на мой взгляд, произошли в финансовой сфере, когда менялся интент от доверия к имени бренда в сторону сравнения и выбора предложений брендов.
2. ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ САЙТОВ КЛИЕНТОВ
Оценку технического состояния сайтов проводил генеральный партнер рейтинга – сервис PR-CY. Сервис специализируется на проведении анализов сайтов по 70+ параметрам и является одним из лидеров рейтинга Известности SEO-сервисов.
PR-CY протестировал сайты клиентов по различным параметрам, на которые обращают внимание SEO-специалисты и вебмастера при продвижении. На основе полученных данных был рассчитан уровень технического состояния сайтов и разбит на три группы:
- отличное – 80-100%,
- нормальное – 50-79%,
- неудовлетворительное – менее 49%.
Почти 18% сайтов имеют отличный уровень технического состояния. И этот показатель растет с каждым годом.
В 2020 году в этой категории сайтов было – 12%, в 2019 году – 4,5%, а в 2018 году в этой категории не было ни одного сайта.
Самыми популярными техническими ошибками на сайтах клиентов в 2021 году стали следующие:
Как и в прошлом году самой распространенной ошибкой остается ошибка HTML-кода (93,6%). Например, если часть кода появляется в тексте или ссылки становятся того же цвета, что и фон, это негативно влияет на SEO.
У 92% сайтов возникают проблемы с тестом на кэш браузера, из-за чего могут медленно загружаться страницы сайта.
71% сайтов имеют сложности с внутренними ссылками. Это может значительно снизить позиции, например, если ссылки ведут на страницу с 404-ой ошибкой (битые ссылки).
Почти 50% сайтов клиентов не имеют разметки OpenGraph (разметка для соцсетей). А у 44% возникли проблемы с разметкой Shema.Org, если ее использовать, можно улучшить сниппеты и поднять CTR.
Вопросы, которые не учитывались в расчетах итогового балла
1. БЮЖЕТЫ НА ПОИСКОВОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ
Исследование SEOnews показало, что в 2021 году клиенты в большинстве случаев тратят на поисковое продвижение 50–100 тыс. рублей, как и в 2020 году.
Отметим, что по сравнению с прошлым годом сократились бюджеты на поисковое продвижение практически во всех категориях (от 30 тыс. и выше). Скорее всего это связано с пандемией 2020 года.
А процент клиентов с бюджетом от 3-10 тыс. рублей и от 10-30 тысяч рублей в 2021 году наоборот увеличился. С 2019 года их рост составил 2% и 6% соответственно.
По данным SEOnews, средняя стоимость услуг на поисковое продвижение на рынке в 2021 году составляет 50-100 тыс. рублей.
2. ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ УСЛУГИ
Ниже представлен список услуг, которые клиенты заказывают вместе с поисковым продвижением в динамике за последние три года:
Самая популярная услуга, заказываемая вместе с поисковым продвижением, – это разработка и поддержка сайта (70,74%). В этом году количество клиентов, которые заказывают ее вместе с SEO, снова выросло (+2%) по сравнению с 2020 годом.
А вот контекстная реклама (52,69%) и веб-аналитика (53,75%) поменялись местами в этом году, при этом сократилось и число клиентов, которые заказывают эти услуги, – на 5,7% и 12,6% соответственно.
Напомним, что с 2019 года в анкету для клиентов редакция SEOnews добавила еще одну услугу – Контент-маркетинг. И с каждым годом популярность данной услуги возрастает. С 2019 года ее рост составил 29%. Это самый большой прирост за три года среди всех услуг.
По сравнению с 2020 годом почти не изменилось количество клиентов, заказывающих SMM (24,6%) и Управление репутацией (26,49%).
Все больше клиентов делают выбор в пользу комплексного подхода в продвижении сайта, отдельно услугу SEO с каждым годом заказывают все меньше: 18,08% в 2019 против 10,48% в 2019 году.
3. КОЛИЧЕСТВО ТЕКУЩИХ ПОДРЯДЧИКОВ
Чуть больше половины клиентов (55,17%) пользуются услугами одного подрядчика.
Выводы исследования
Подводя итоги исследования в рамках рейтинга «SEO глазами клиентов 2021», можно сделать несколько основных выводов:
- Средняя стоимость услуг на поисковое продвижение составляет 50–100 тыс. рублей. Этот показатель не меняется с 2019 года.
- Большинство клиентов работают со своим подрядчиком – 5 лет и более.
- Более 55% опрошенных клиентов пользуются услугами одного подрядчика, а 32% клиентов сотрудничает с 2-4 подрядчиками по продвижению сайта одновременно.
- 88% респондентов готовы рекомендовать подрядчика друзьям и коллегам на 5 баллов.
- 50% клиентов с низким желанием рекомендовать своего подрядчика работают с ним на протяжении 2-3 лет.
- В целом, говоря про удовлетворенность клиентов, сохранилась стабильность по сравнению с прошлым годом. 90% клиентов довольны ведением своих проектов и предоставляемой отчетностью на 5 баллов, но работа персонального менеджера их устраивает чуть меньше (77%).
Вне зависимости от места и баллов все агентства-участники могут с гордостью называть себя клиентоориентированными, потому что им важно знать, что о них думает их главный цензор – клиент!